Последний экзамен

Испытательный срок для молодого специалиста

16.01.2013

Согласно трудовому кодексу РФ, молодые специалисты относятся к категории граждан, для которых испытательный срок не устанавливается. Но далеко не все выпускники вузов ищут работу по специальности, поэтому испытательного срока им не миновать. Какие ошибки в этот период чаще всего допускают новички, и как их избежать?

На таких вещах, как опоздания, личные разговоры по телефону, частые перекуры и неопрятный внешний вид, останавливаться не будем – это недопустимо и для опытного сотрудника, не говоря о молодом специалисте на испытательном сроке. По словам Елены Павловой, hr-менеджера одной из казанских IT-компаний, одна из главных причин, по которой работодатель расстается с новичком,  – его некомпетентность. Что это значит? Сотрудник не справляется с задачами, не улучшает свои показатели, заявленные в резюме, на собеседовании знания и навыки не соответствуют действительности.

Ее поддерживает Александра Петрушина, топ-менеджер многопрофильной компании:

- Качественное выполнение работником основных функций остаётся главным приоритетом. Если соискатель, при всей своей активности, допустил грубую ошибку в работе, которая повлияла на ход проекта, - мы с ним расстаёмся, даже если видим его перспективность. Всё-таки мы занимаемся бизнесом, а не благотворительностью, и не можем себе позволить «перевоспитывать» сотрудников, даже если они новички.

Но не всегда причиной неудач бывает только сотрудник. Иногда темпы и методы работы в организации просто не подходят работнику.

Эльмира, не прошедшая испытательный срок в бухгалтерии одного из казанских предприятий, причиной неудачи считает медлительность. «У меня достаточно знаний, - говорит Эльмира, - но я довольно медленно во все вникаю. Сейчас ценятся люди, которые быстро все схватывают, оно и понятно…»

Лиана устроилась в строительную компанию. На пятый день ее испытательного срока стартовал крупный проект, к которому в компании давно готовились. В силу разных обстоятельств, предшественник Лианы не передал ей свои обязанности. На все уточняющие вопросы её непосредственный начальник отвечал нехотя, часто игнорировал. «Я действовала интуитивно, путем проб и ошибок, меня как кутёнка бросили в воду и наблюдали – выплыву или нет», - рассказывает Лиана, которая уволилась сама еще до окончания испытательного срока. В таком подходе у работодателя есть определенные плюсы: остаются сильнейшие, разделяющие принципы компании, готовые работать в стрессовых условиях. Другое дело, что не всякий новичок готов к такому испытанию. Хорошо, что не все работодатели действуют жёстко.

- Мы отдаём себе отчёт в том, что даже человек с хорошим образованием и опытом работы может поначалу растеряться в новой обстановке и непривычных условиях, - говорит Александра Петрушина.  - Поэтому всегда стремимся закрепить за соискателем куратора из числа опытных сотрудников. Если проект небольшой – новичком может заняться даже руководитель проекта; если более крупный – куратором назначается менеджер среднего звена. Две главные задачи куратора: подробно и толково объяснить соискателю суть его обязанностей и перечислить основные функции, а также вести за ним наблюдение в течение испытательного срока. На куратора, таким образом, ложится серьёзная ответственность, ведь фактически он и «принимает» на работу новичка – то есть мнение куратора становится решающим, когда ставится вопрос о зачислении нового сотрудника в штат компании.

Энтузиазм и инициатива, свежие идеи – это то, чего особенно ждут от молодого сотрудника, особенно если рискнули взять его без опыта работы.  И важно оправдать эти ожидания. Иначе может получиться, как в случае с Русланом.

- Почти три месяца назад я устроился на новую работу, - рассказывает Руслан. - Работу выполнял в срок, никаких претензий в свой адрес не слышал. И вдруг, как гром среди ясного неба, новость: оказывается, на моё место уже 2 недели ищут нового сотрудника. Причину мне озвучили: проявлял мало инициативы. Сказать, что обидно – не сказать ничего! Я ведь искренне считал, что все в порядке.

Стремление выйти за рамки должностных обязанностей обычно приветствуется работодателем. Поэтому подключение к смежным задачам, помощь коллегам не останутся незамеченными. Правда, увлекаться тоже не стоит: прежде всего, от сотрудника ждут качественного выполнения своих обязанностей.

- Я не буду оригинальна: для нас решающими качествами являются активность и энтузиазм, - говорит Елена Павлова. - У новичка может не сразу всё получаться, но его желание работать, стремление качественно выполнять обязанности, предложения по оптимизации работы могут стать для нас лучшим показателем. Отлично, если человек стремится не только брать от компании для себя опыт, но и привносить идеи, делиться знаниями.

Личностные качества - коммуникабельность, способность легко влиться в команду, доброжелательность, - в период испытательного срока выходят на первый план. И молодой специалист, не сумевший найти подход к коллегам, неизбежно проигрывает. Олег проходил испытательный срок на одной из телекомпаний. Способный, но не слишком общительный молодой человек оказался «белой вороной» в коллективе: не участвовал в общих неформальных мероприятиях, не умел договориться с операторами, монтажёрами, из-за чего несколько раз срывал сроки подготовки сюжетов.

- Нежелание сотрудника вливаться в коллектив,  нежелание следовать корпоративной культуре – вторая по важности причина отказа в дальнейшем сотрудничестве, - объясняет Елена Павлова.  - Такие кандидаты, как правило, просто не срабатываются с коллективом, и это серьезный минус, ведь деятельность компании предполагает командную работу. Поэтому можно посоветовать новичкам постараться как можно быстрее влиться в коллектив, познакомиться с коллегами. Не бояться задавать вопросы коллегам, быть доброжелательнее, адекватно воспринимать критику.

И не забывайте, что испытательный срок важен не только для работодателя, но и для работника. Это время для того, чтобы убедиться в правильности вашего выбора.

Источник: www.sbt-univer.ru
Вернуться к списку статей